IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )





 
Ответить в данную темуНачать новую тему
> Учимся вместе, занятие #3, Гистограмма, провалы теней и пересветы, динамический диапазон; RAW
Laini
сообщение 10.12.2013, 1:20
Сообщение #1


Алена Артамонова
Имя в Skype: laini.ru

Спасибо сказали: 4362 раз(а)


Из: Россия, Москва/Дмитров
специализируюсь на фотосъемке: собаки
мои питомцы: далматины и бриташки Алартлайн



Итак, мы разобрались с экспозамером и экспокоррекцией, но как понять - правильно ли экспонирована фотография, если снимается сложный объект - белый или черный, если точных чисел экспокоррекции нет?

Т.к. наш курс посвящен работе с собаками - объектами часто непоседливыми, а наш инструмент это цифровая камера, то самый простой и удобный способ проверки это пристрелочный тест-кадр и анализ его гистограммы. Надо сказать, что в большинстве случаев фотографы именно так и делают - снимают прикидочный кадр, оценивают его, при необходимости меняют настройки и только тогда начинают собственно съемку.

Главной ошибкой является то, что оценивается не гистограмма, а изображение на ЖК-экранчике камеры. Ошибочно это потому, что, в отличие от гистограммы, ЖК-экран не рассчитан на это, он изначально не отображает все краски, и ко всему прочему картинки будет выглядеть светлее, если вы рассматриваете ее в тени, и темнее, если на солнце.


Собственно, ЖК-экран предназначен только для просмотра кадрирования, резкости, оценки момента и отображения гистограммы и данных настроек.

Гистограмма же всегда корректно отображает информацию об экспонировании снимка.

Гистограмма — это график распределения полутонов изображения, в котором по горизонтальной оси представлена яркость (слева направо - от черного до белого), а по вертикали — относительное число пикселов с данным значением яркости. В зависимости от модели фотоаппарата может отображаться только гистограмма яркости либо так же гистограмма для всех цветовых каналов.

Корректной гистограммой считается та, у которой нет провалов в тенях и пересветов - т.е. в начале и конце график будет сходить к нулю.



Пример фото с корректной гистограммой - на обоих концах график сходит на нет

Другими словами схождение графика на нет означает, что количество чисто-белых (выбитых, пересвеченных) пикселей и чисто-черных (проваленных) - минимально или отсутствует.

Что такое провалы и пересветы? Провалы это темные или затененные участки объекта, которые недоэкспонированы настолько, что становятся чисто-черными, из-за чего теряется объем и фактура. Аналогично с пересветами (они же - выбитые участки, выжженные) - переэкспонированные светлые и белые части, потерявшие объем и фактуру. Провалы и пересветы могут так же появляться при некорректном освещении объекта - это отдельный вопрос.


Пример провала в тенях - грудь и правая лапа собаки провалились, потеряв фактуру и объем.


Пример пересвеченных участков - шея и белая отметина на голове выбиты, не видно фактуры и объема.

По гистограмме, соответственно, провал будет выглядеть графиком, значение которого на левом краю будет явно отличаться от нуля - т.е. стремиться вверх, для пересвета - аналогично с правого края. Чем большая часть кадра пересвечена или провалена, тем выше будет всплеск с соответствующего края на гистограмме.

При этом провалы и пересветы не всегда однозначно являются браком - это может быть и художественный прием, к примеру - съемка в контровом свете, когда темная сторона объекта провалена, а фон - выбит. Кроме того - отсутствие на гистограмме хотя бы минимального количества чисто-черного цвета ("точки черного") воспринимается обычно как переэкспонированность и/или нехватка контраста.



Вот хороший тому пример - почти вся картинка состоит из провала и пересветов, что соответственно отображено на гистограмме.


Наглядный пример фото без точки черного - левая часть смотрится блеклой и бесконтрастной; правая часть отредактирована - добавлен контраст, появилась точка черного.

Стоит так же помнить о том, что небольшие пересветы логичны на белых плоских освещенных частях, также как и уместны умеренные провалы черных частей в тени:

- там образом на данном фото небольшой пересвет лба и провал в ноздрях не критичен.

Итак, применительно к съемке анализ гистограммы тест-кадра показывает, правильно ли выставлена экспопара. Если не правильно и кадр переэкспонирован - весь график будет существенно сдвинут вправо, если недоэкспонирован - влево.

Наглядный пример:

- первое фото недоэкспонировано, оно темное и совсем не содержит светлых частей - график смещен влево;
- второе фото правильно экспонировано - график растянут по всей оси; у правого края значений почти нет, т.е. фото не содержит светлых частей
- третье фото переэкспонировано, не содержит точки черного - график смещен вправо.

Подведем итог: гистограмма оптимально должна быть растянута по всей оси, сходя на краях на нет, при этом у левого края должно быть хотя бы минимальное значение (точка черного), а от правого может быть приличный зазор (если снимается не светлая собака) либо приемлемо лишь минимальное значение. Если гистограмма имеет приличные отступы с обоих концов - фото малоконтрастное. Если гистограмма имеет всплески на концах - то фото содержит значительные участки с провалами и/или пересветами. Хорошо это или плохо - зависит от поставленной задачи.

Казалось бы - все просто: светлых собак главное не пересветить, темных - не провалить. Но сложности начинаются, когда один объект сразу содержит в себе оба этих цвета - белый и черный:

- и тогда при проработке черного пересвечивается белый, либо - наоборот, прорабатывается белый, но проваливается черный.

Причина кроется в несовершенстве техники, которая (в отличие от человеческого восприятия) не имеет достаточного динамического диапазона для отображения одновременно и очень светлых и очень темных участков. Поэтому при работе с таким окрасом рекомендуется в первую очередь не пересветить белый, а во вторую - готовиться к тому, что фото будет нуждаться в пост обработке.

Почему отдается предпочтение проработке светов, а не наоборот? Все очень просто - тени, даже проваленные, как правило можно осветлить и получить в итоге некоторую фактуру. А если светлый участок переэкспонирован в чисто-белый, то он не несет в себе никакой информации - именно поэтому он и называется выбитый или выжженный; и даже при затемнении в постобработке никакой фактуры уже не выйдет.

Постобработке посвещено достаточно тем на форуме + будет небольшой урок по совсем азам в этом разделе, а сейчас самое время узнать о формате RAW - в зависимости от фирмы-производителя этот формат файла может называться по разному, к примеру, у Canon это CR2, у Nikon - NEF, но смысл все равно остается один.

RAW — (англ. raw — cырой) формат данных, содержащий необработанные (или обработанные в минимальной степени) данные, что позволяет избежать потерь информации. Познакомтиься с этим форматом можно в статье RAW для чайников (обязательно к прочтению; о балансе белого мы поговорим на следуюшем занятии).


--------------------
Критика - она как помидор, можно выжать на себя, извазюкаться и обижаться, а можно собрать побольше и сварить изумительное варенье, ну или хотя бы постричь в салат. Выбор - только за вами. (с) мое

P.S.: Новички! порадуйте меня - прочитайте правила! не нарывайтесь на бан


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
Нажмите для вставки ника собеседника в форму быстрого ответа
+Цитировать сообщение
Laini
сообщение 10.12.2013, 1:22
Сообщение #2


Алена Артамонова
Имя в Skype: laini.ru

Спасибо сказали: 4362 раз(а)


Из: Россия, Москва/Дмитров
специализируюсь на фотосъемке: собаки
мои питомцы: далматины и бриташки Алартлайн



контрольное задание:

1 сделать фото с провалом теней
2 сделать фото с пересветом

3. сделать фото с корректной гистограммой (гистограмму можно посмотреть, к примеру, в ACDSEE или Photoshop)

4. сделать 3 фото на приоритете диафрагмы с экспокоррекцией -n EV, 0 и +n EV в формате RAW.
установить любой RAW-конвертор и привести эти три снимка к единому виду по экспонированности, затем сконвертировать в jpeg и сравнить между собой, проанализировать exif


--------------------
Критика - она как помидор, можно выжать на себя, извазюкаться и обижаться, а можно собрать побольше и сварить изумительное варенье, ну или хотя бы постричь в салат. Выбор - только за вами. (с) мое

P.S.: Новички! порадуйте меня - прочитайте правила! не нарывайтесь на бан


Спасибо сказали:
Перейти в начало страницы
Нажмите для вставки ника собеседника в форму быстрого ответа
+Цитировать сообщение
_DeingeL_
сообщение 10.12.2013, 9:19
Сообщение #3





Спасибо сказали: 383 раз(а)


Из: Королёв
специализируюсь на фотосъемке: Собак
мои питомцы: пара голден ретриверов и игуана Огурец.



Можно мне немножечко добавить к третьему уроку? =)

Алёна упомянула о том, что неплохо бы перед началом съемки сделать пристрелочный кадр. Я немножко уточню для тех, кто еще не разобрался с возможностями своей камеры.
В практически любой цифровой камере есть несколько режимов просмотра изображения. Один из них отображает гистограмму. Выглядит это примерно так:

Здесь рядом и миниатюрка вашего кадра и гистограмма. Особенно этот режим просмотра необходим если съемка ведется в постоянно меняющихся условиях (например облачный день, когда солнце то выйдет, то спрячется). Желательно после некоторого количества кадров проверять гистограмму и смотреть не начали ли фото уходить в засвет или провал.
И еще в этом режиме просмотра в большинстве камер пересвеченные участки на миниатюрке начинают "мигать", что тоже очень удобно и позволяет вовремя среагировать и исправить настройки.
Причина редактирования: Перенесла в сам урок, дельный совет


Спасибо сказали:

Перейти в начало страницы
Нажмите для вставки ника собеседника в форму быстрого ответа
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

Теги
Нет тегов для показа


 



RSS Текстовая версия Сейчас: 19.3.2024, 9:48

Интернет зоомагазин Pardi.ru Ошейники для собак Адресники для собак

Яндекс.Метрика
Натуральное питание для собак Адресник для собаки Ошейник для собак Яндекс цитирования