Учимся вместе, занятие #3, Гистограмма, провалы теней и пересветы, динамический диапазон; RAW |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Учимся вместе, занятие #3, Гистограмма, провалы теней и пересветы, динамический диапазон; RAW |
10.12.2013, 1:20
Сообщение
#1
|
|
Алена Артамонова Спасибо сказали: 4362 раз(а) Из: Россия, Москва/Дмитров специализируюсь на фотосъемке: собаки мои питомцы: далматины и бриташки Алартлайн |
Итак, мы разобрались с экспозамером и экспокоррекцией, но как понять - правильно ли экспонирована фотография, если снимается сложный объект - белый или черный, если точных чисел экспокоррекции нет?
Т.к. наш курс посвящен работе с собаками - объектами часто непоседливыми, а наш инструмент это цифровая камера, то самый простой и удобный способ проверки это пристрелочный тест-кадр и анализ его гистограммы. Надо сказать, что в большинстве случаев фотографы именно так и делают - снимают прикидочный кадр, оценивают его, при необходимости меняют настройки и только тогда начинают собственно съемку. Главной ошибкой является то, что оценивается не гистограмма, а изображение на ЖК-экранчике камеры. Ошибочно это потому, что, в отличие от гистограммы, ЖК-экран не рассчитан на это, он изначально не отображает все краски, и ко всему прочему картинки будет выглядеть светлее, если вы рассматриваете ее в тени, и темнее, если на солнце. Собственно, ЖК-экран предназначен только для просмотра кадрирования, резкости, оценки момента и отображения гистограммы и данных настроек. Гистограмма же всегда корректно отображает информацию об экспонировании снимка. Гистограмма — это график распределения полутонов изображения, в котором по горизонтальной оси представлена яркость (слева направо - от черного до белого), а по вертикали — относительное число пикселов с данным значением яркости. В зависимости от модели фотоаппарата может отображаться только гистограмма яркости либо так же гистограмма для всех цветовых каналов. Корректной гистограммой считается та, у которой нет провалов в тенях и пересветов - т.е. в начале и конце график будет сходить к нулю. Пример фото с корректной гистограммой - на обоих концах график сходит на нет Другими словами схождение графика на нет означает, что количество чисто-белых (выбитых, пересвеченных) пикселей и чисто-черных (проваленных) - минимально или отсутствует. Что такое провалы и пересветы? Провалы это темные или затененные участки объекта, которые недоэкспонированы настолько, что становятся чисто-черными, из-за чего теряется объем и фактура. Аналогично с пересветами (они же - выбитые участки, выжженные) - переэкспонированные светлые и белые части, потерявшие объем и фактуру. Провалы и пересветы могут так же появляться при некорректном освещении объекта - это отдельный вопрос. Пример провала в тенях - грудь и правая лапа собаки провалились, потеряв фактуру и объем. Пример пересвеченных участков - шея и белая отметина на голове выбиты, не видно фактуры и объема. По гистограмме, соответственно, провал будет выглядеть графиком, значение которого на левом краю будет явно отличаться от нуля - т.е. стремиться вверх, для пересвета - аналогично с правого края. Чем большая часть кадра пересвечена или провалена, тем выше будет всплеск с соответствующего края на гистограмме. При этом провалы и пересветы не всегда однозначно являются браком - это может быть и художественный прием, к примеру - съемка в контровом свете, когда темная сторона объекта провалена, а фон - выбит. Кроме того - отсутствие на гистограмме хотя бы минимального количества чисто-черного цвета ("точки черного") воспринимается обычно как переэкспонированность и/или нехватка контраста. Вот хороший тому пример - почти вся картинка состоит из провала и пересветов, что соответственно отображено на гистограмме. Наглядный пример фото без точки черного - левая часть смотрится блеклой и бесконтрастной; правая часть отредактирована - добавлен контраст, появилась точка черного. Стоит так же помнить о том, что небольшие пересветы логичны на белых плоских освещенных частях, также как и уместны умеренные провалы черных частей в тени: - там образом на данном фото небольшой пересвет лба и провал в ноздрях не критичен. Итак, применительно к съемке анализ гистограммы тест-кадра показывает, правильно ли выставлена экспопара. Если не правильно и кадр переэкспонирован - весь график будет существенно сдвинут вправо, если недоэкспонирован - влево. Наглядный пример: - первое фото недоэкспонировано, оно темное и совсем не содержит светлых частей - график смещен влево; - второе фото правильно экспонировано - график растянут по всей оси; у правого края значений почти нет, т.е. фото не содержит светлых частей - третье фото переэкспонировано, не содержит точки черного - график смещен вправо. Подведем итог: гистограмма оптимально должна быть растянута по всей оси, сходя на краях на нет, при этом у левого края должно быть хотя бы минимальное значение (точка черного), а от правого может быть приличный зазор (если снимается не светлая собака) либо приемлемо лишь минимальное значение. Если гистограмма имеет приличные отступы с обоих концов - фото малоконтрастное. Если гистограмма имеет всплески на концах - то фото содержит значительные участки с провалами и/или пересветами. Хорошо это или плохо - зависит от поставленной задачи. Казалось бы - все просто: светлых собак главное не пересветить, темных - не провалить. Но сложности начинаются, когда один объект сразу содержит в себе оба этих цвета - белый и черный: - и тогда при проработке черного пересвечивается белый, либо - наоборот, прорабатывается белый, но проваливается черный. Причина кроется в несовершенстве техники, которая (в отличие от человеческого восприятия) не имеет достаточного динамического диапазона для отображения одновременно и очень светлых и очень темных участков. Поэтому при работе с таким окрасом рекомендуется в первую очередь не пересветить белый, а во вторую - готовиться к тому, что фото будет нуждаться в пост обработке. Почему отдается предпочтение проработке светов, а не наоборот? Все очень просто - тени, даже проваленные, как правило можно осветлить и получить в итоге некоторую фактуру. А если светлый участок переэкспонирован в чисто-белый, то он не несет в себе никакой информации - именно поэтому он и называется выбитый или выжженный; и даже при затемнении в постобработке никакой фактуры уже не выйдет. Постобработке посвещено достаточно тем на форуме + будет небольшой урок по совсем азам в этом разделе, а сейчас самое время узнать о формате RAW - в зависимости от фирмы-производителя этот формат файла может называться по разному, к примеру, у Canon это CR2, у Nikon - NEF, но смысл все равно остается один. RAW — (англ. raw — cырой) формат данных, содержащий необработанные (или обработанные в минимальной степени) данные, что позволяет избежать потерь информации. Познакомтиься с этим форматом можно в статье RAW для чайников (обязательно к прочтению; о балансе белого мы поговорим на следуюшем занятии). -------------------- Критика - она как помидор, можно выжать на себя, извазюкаться и обижаться, а можно собрать побольше и сварить изумительное варенье, ну или хотя бы постричь в салат. Выбор - только за вами. (с) мое
P.S.: Новички! порадуйте меня - прочитайте правила! не нарывайтесь на бан |
|
|
10.12.2013, 1:22
Сообщение
#2
|
|
Алена Артамонова Спасибо сказали: 4362 раз(а) Из: Россия, Москва/Дмитров специализируюсь на фотосъемке: собаки мои питомцы: далматины и бриташки Алартлайн |
контрольное задание:
1 сделать фото с провалом теней 2 сделать фото с пересветом 3. сделать фото с корректной гистограммой (гистограмму можно посмотреть, к примеру, в ACDSEE или Photoshop) 4. сделать 3 фото на приоритете диафрагмы с экспокоррекцией -n EV, 0 и +n EV в формате RAW. установить любой RAW-конвертор и привести эти три снимка к единому виду по экспонированности, затем сконвертировать в jpeg и сравнить между собой, проанализировать exif -------------------- Критика - она как помидор, можно выжать на себя, извазюкаться и обижаться, а можно собрать побольше и сварить изумительное варенье, ну или хотя бы постричь в салат. Выбор - только за вами. (с) мое
P.S.: Новички! порадуйте меня - прочитайте правила! не нарывайтесь на бан |
|
|
10.12.2013, 9:19
Сообщение
#3
|
|
Спасибо сказали: 383 раз(а) Из: Королёв специализируюсь на фотосъемке: Собак мои питомцы: пара голден ретриверов и игуана Огурец. |
Можно мне немножечко добавить к третьему уроку? =)
Алёна упомянула о том, что неплохо бы перед началом съемки сделать пристрелочный кадр. Я немножко уточню для тех, кто еще не разобрался с возможностями своей камеры. В практически любой цифровой камере есть несколько режимов просмотра изображения. Один из них отображает гистограмму. Выглядит это примерно так: Здесь рядом и миниатюрка вашего кадра и гистограмма. Особенно этот режим просмотра необходим если съемка ведется в постоянно меняющихся условиях (например облачный день, когда солнце то выйдет, то спрячется). Желательно после некоторого количества кадров проверять гистограмму и смотреть не начали ли фото уходить в засвет или провал. И еще в этом режиме просмотра в большинстве камер пересвеченные участки на миниатюрке начинают "мигать", что тоже очень удобно и позволяет вовремя среагировать и исправить настройки.
Причина редактирования: Перенесла в сам урок, дельный совет
|
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 19.3.2024, 9:48 |
Инструкции на русском языке к цифровым фотоаппаратам Canon в формате PDF Adobe Reader (скачать программу для просмотра). :: Canon EOS 5D Canon EOS 40D Canon EOS 30D Canon EOS 400D Canon EOS 350D Canon EOS 300D |